Непочатых Ирина Владимировна,
учитель истории и обществознания
|
В процессе становления в России новой системы образования роль и место учителя в школе существенно изменились. Статус педагогов трансформировался под влиянием всей совокупности социально-педагогических факторов. Учителя, в том числе учителя истории и обществознания, получили большую свободу деятельности, но одновременно увеличилась их роль и ответственность за выбор собственной образовательной стратегии. Сегодня именно учитель определяет на основе элементов государственных образовательных стандартов содержание образовательной программы своей школы по своему предмету и несет ответственность за ее реализацию.
Подготовку специалиста оценивают по трем основным показателям:
— профессиональной культуре;
— компетентности;
— продуктивности.
Эти три компонента являются моим ориентиром в педагогической деятельности.
Я работаю в МОУ «СОШ №8» с февраля 2001г, имею Ι квалификационную категорию с марта 2008г. В своей деятельности руководствуюсь Конституцией РФ, Законом РФ и КБР «Об образовании», решениями правительства РФ и КБР, Конвенцией о правах ребенка, типовым положением «Об Общеобразовательном учреждении, Уставом и локальными актами школы, Трудовым кодексом РФ; подчиняюсь педагогическому совету и директору школы.
Считаю, что изучение истории в основной школе направлено на достижение следующих целей: • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
• освоение знаний о важнейших событиях и процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
• овладение элементарными методами исторического познания, умениями работы с различными источниками исторической информации;
• формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
• применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в многокультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Главной задачей исторического образования является выявление и изучение основных закономерностей развития общества со времени его возникновения до наших дней. Именно история позволяет не только проследить изменения в системе общественных отношений, но и выявить основные направления развития человечества. Историческое образование в школе должно обеспечивать основные функции образовательного процесса. Познавательно-развивающая функция заключается в приобретении научных знаний, раскрывающих основные закономерности функционирования общества во всей его противоречивости и многообразии.
Познавательно-обучающая функция предполагает формирование умений и навыков самостоятельного поиска научных знаний, работы с историческим материалом, его систематизации и анализа. Воспитательная функция предусматривает формирование личности, ответственной перед обществом и государством. В совокупности эти функции позволяют решать проблему социальной адаптации учащихся. Подготовку к урокам веду с учетом возрастных особенностей учащихся: В основной средней школе ставятся следующие задачи: сформировать представления об основных этапах всеобщей и отечественной истории и вкладе России в прогрессивное развитие человечества; формировать у школьников основы исторического мышления; подвести учеников к пониманию закономерностей исторического процесса; сформировать гражданскую позицию школьника. В полной средней школе ставлю задачу формирования потребностей к историческому самообразованию, к углубленному изучению истории.
Наиболее значимыми требованиями к уроку истории и обществознания на мой взгляд являются:
— его целенаправленность;
— рациональное построение и дифференциация содержания урока;
— более полное использование гуманитарного потенциала исторического и обществоведческого образования;
— обоснованный выбор средств, методов и приемов, ориентированных на обучение, развивающее личность;
— организация продуктивной учебной деятельности учащихся на уроке с учетом их интересов, наклонностей и потребностей;
— мотивация учения и формирование у учащихся умений учиться истории и обществоведению;
— сотрудничество учителя и учащихся не только при проведении, но и при разработке урока. Последние годы я работаю в старших классах и, наиболее часто в своей практике использую систему свойственную для вузовского обучения (лекция, семинар, практикум, зачет).
Уроки изучения нового материала (лекции) проводятся с использованием опорных конспектов, таблиц, учебных пособий, учащиеся ведут записи в тетради, знакомятся с документами, картами, фактическим материалом.
Уроки-закрепления (семинары) являются лекциями с элементами доклада и содоклада учащихся. Строятся на самостоятельной подготовке учащихся в библиотеках по планам семинарских занятий. Уроки-практикумы (лабораторные занятия) строятся на закреплении знаний, умений и навыков учащихся по изучаемой теме, сочетают в себе знакомство с источниками, проверку знаний, историческое лото, викторину, игру и другие формы.
Уроки проверки (зачеты) могут проходить в письменном или устном виде. Уроки обобщения подводят итоги изученной темы, определяют наиболее важные моменты, необходимые для изучения следующей темы, раздела, курса. Условно формы организации обучения, которые я использую в своей работе можно разделить на три группы: фронтальные (когда задействован весь классный коллектив учащихся), групповые (по партам, по вариантам, по учебным способностям, по виду заданий и т.д.), индивидуальные. 1. Фронтальные формы обучения я использую на уроках: а) изучение нового материала (составление конспекта лекции, заполнение таблицы, фронтальная беседа, работа с учебными пособиями, картой, учебной картиной и т.д.); б) во время контроля за знаниями, умениями, навыками учащихся (тестирование, терминологический диктант, контрольная работа); в) при повторении и обобщении материала (игра и т.д.). 2. К групповым формам обучения прибегаю при изучении нового материала для самостоятельного освоения темы по пунктам плана, подготовки докладов и содокладов; при организации опроса (работа с консультантами, парный опрос, ответ по цепочке, выполнение творческих заданий и т.д.), при повторении и обобщении (дискуссия, брейн-ринг, зачет). 3. Индивидуальные формы организации обучения также использую во всех звеньях педагогического процесса. При изучении нового материала может быть избран дифференцированный подход к изучению отдельных аспектов темы, различные виды выполнения конспектирования (план-конспект, тезисный конспект, проблемный конспект, развернутый конспект). Проблемный конспект может выполняться в виде вопросов к докладчику, оппонирования, рецензирования (это зависит от навыков, которые удалось выработать у учащихся); опрос может быть письменным и устным. В качестве письменного задания учащемуся может быть предложена карточка с заданием, описание учебной картины, работа с хронологией, документом, рабочей тетрадью, учебником, хрестоматией. Индивидуальный опрос может сочетать привлечение соседа по парте для консультации, опроса, рецензирования и выставления оценок. Использование различных форм, приемов и методов опроса позволяет мне активизировать учебный процесс, организовать обратную связь на уроке, повысить контроль за усвоением знаний, поддерживать интерес к предмету.
На протяжении последних двух лет моей темой по самообразованию является тема: «Использование ИКТ в преподавании истории, обществознания и права». Ситуация в современном образовании складывается так, что информационно-коммуникативные технологии становятся необходимым компонентом профессиональной культуры учителя. Теоретические знания закрепляются во время практических занятий в компьютерном классе. В основе выбора технологий, на которых строится практическая деятельность, лежит исследование содержания учебных курсов, степени активности обучаемых, их вовлеченности в учебный процесс, конкретных целей и ожидаемых результатов обучения. В настоящее время можно выделить следующие возможности ИКТ и сети Интернет для развития учащихся в предметном поле школьной дисциплины «История». Поисковые системы сети Интернет позволяют по одному слову найти нужную историческую информацию. Уже созданы Web-страницы по некоторым историческим темам (например, боевая техника древности, американские индейцы, средневековый город, история военных кораблей XIX — начало XX в.) и даже по целым историческим курсам: Древний Египет, Ассирия, Месопотамия, Древний Рим, история средних веков, новая история. Безусловно, содержание этих сайтов является существенным дополнением (визуальная, графическая, текстовая, картографическая информация) в обучающий арсенал, используемый мной в работе. При организации познавательных действий в Интернете я стараюсь обучить учащихся методу фильтрации и селекции информации, конструированию блоков исторических фактов и выводов, учить сравнительным навыкам мышления и критичности восприятия исторической информации, умению сопоставлять учебник и Интернет. Необыкновенно сокращает пространство и время на уроке посещение исторических музеев и картинных галерей, созданных в сети Интернет России и особенно в других странах. С помощью информационных технологий я организовываю не только поисковую работу по предмету, но и проверочные и тренинговые упражнения. Стремительно входят в практику обучения разного рода тесты с помощью компьютера. В современных условиях главной задачей образования является не только получение учащимися определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умений выделять главное, обобщать, делать выводы. Одним из инструментов для меня является программа Power Point. В данной программе составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении аудиторных и внеаудиторных занятий по предмету. Презентация позволяет иллюстрировать лекцию или доклад на семинарском занятии. Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте. Кроме того, позволяет вернуться в любую точку урока, затрачивая минимальное количество времени, используя гиперссылку. Для подготовки презентации мной или учениками проводится огромная научно-исследовательская работа, используется большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Учащийся при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует общие учебные умения и навыки. В процессе демонстрации презентации учащиеся приобретают опыт публичных выступлений, который безусловно пригодится в их дальнейшей жизни. Подготовка презентаций — серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия слушателями и зрителями. Программа Power Point дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы. 1. Использование карт.(Тема: "Экономическое развитие России в XVII веке” ) 2. Использование рисунков.(Тема: "Россия на рубеже XVII – XVIII веков” ) 3. Демонстрация портретов исторических деятелей.(Тема: "Дворцовые перевороты” ) 4. Использование диаграмм.(Тема: "Россия на рубеже XVII – XVIII веков” ) При актуализации знаний, например, по теме "Северная война”, использование гиперссылок позволяет осуществить последующую проверку сразу в классе. При объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает мне поэтапно излагать учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучения темы.(Тема "Реформы Петра 1») При закреплении знаний, используя программу Power Point, можно организовать на уроке групповую деятельность учащихся, совместное творчество по созданию слайдов, создает на уроке благоприятный психологический климат, формирует умение работать в группе. При первичном контроле в теме "Россия на рубеже XVII – XVIII веков” на уроке "Предпосылки преобразований” ученикам предлагаются вопросы. В случае неудачного ответа учащихся созданная презентация дает возможность, используя гиперссылки, вернуть учеников в нужный фрагмент урока, где есть необходимая информация для ответа. В ходе практической работы все программы, которые наиболее часто используются на уроках, я объединила в три основным типа. 1.Компьютерный диафильм с использованием элементов анимации. 2.Программы для повторительно - обобщающих уроков, 3.Классические компьютерные презентации. А). Компьютерный диафильм с использованием элементов анимации. В качестве примера воспользуемся презентацией «Отечественная война 1812 года» из пакета «История России XIX века». После запуска программы появляется слайд – заставка (слайд 1), а за ним по щелчку мыши переходим в слайд «План урока» (слайд 2). Пункты плана выводятся последовательно по щелчку мыши. Благодаря этому я могу последовательно акцентировать внимание учащихся на проблемах предложенных к рассмотрению на уроке. Далее следует слайд «Задание на урок» (слайд 3), который ставит перед учащимися главную Учебную задачу урока. После этого переходим к рассмотрению основного материала урока. Работа со слайдами практически идентична методике работы с диафильмами. Основу программы составляют слайды в которых в качестве видеоряда используются картины известных художников-баталистов и иллюстрации из книг (например: слайды 10, 24, и др.). Карты в программе используются совместно с анимационными возможностями пакета, что позволяет более наглядно показать развитие боевых действий (например: слайды 6, 8, 15 и др.). Диаграммы применяются для активизации познавательной деятельности учащихся и служат источником для ответа на поставленный вопрос. После рассмотрения всех вопросов урока переходим к закреплению нового материала . Последний слайд напоминает учащимся Учебную задачу урока и они, в ходе её обсуждения, формулируют правильный ответ. Б).Программы для повторительно-обобщающих уроков. Программы данного типа состоят из набора заданий, которые постепенно подводят учащихся к решению Учебной задачи урока и помогают повторить и обобщить материал изученной темы. В программе могут быть представлены разноплановые задания: 1.Тесты выбора 2.Работа с географической картой 3.Тест соотнесения 4.Тест группировки 5.Выполнение задачи из компьютерного задачника 6.Анализ схемы 7.Обсуждение проблемы на основе просмотра кинофрагмента 8.Анализ статистических данных 9.Анализ документа 10.Решение кроссворда с фрагментами (Кроссворд решается всем классом, правильный ответ выводится на экран после обсуждения, по щелчку мыши). После решения всех заданий возвращаемся к Учебной задаче и, на основе уже отработанных признаков, подводим итог. В). Классические компьютерные презентации. Пакет презентаций в поддержку курса «Обществознания», построен по схеме классической презентации. Содержание программы служит наглядным видеорядом позволяющим оживить ход лекции и организовать в ходе ее обсуждение тех, или иных проблем. Компоновка материала программы может служить своеобразной формой опорного конспекта. По ходу урока я поэтапно вывожу необходимый материал на экран и рассматриваю основные вопросы данной темы. В случае использования слайда-задания я организую обсуждение поставленного вопроса и подвожу его итоги. Последствия применения информационных технологий в процессе преподавания гуманитарных дисциплин. Систематическое использование ПК на уроке приводит к целому ряду любопытных последствий: 1.Повышение уровня использования наглядности на уроке, 2.Повышение производительности урока. 3.Установление межпредметных связей с ОИ и ВТ, 4.Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей информатики и истории. 5.я, как преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынуждена обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся. 6.Изменяются к лучшему взаимоотношения с учениками далекими от истории, особенно с увлеченными ПК. 7.Изменяется, особенно у 5 - 7-классников, отношение к ПК, как к дорогой, увлекательной игрушке. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности. В то же время, при всех положительных аспектах нужно отметить, что в настоящее время методика использования компьютерных технологий в преподавании гуманитарных дисциплин находится в стадии разработки. Но, существует реальная угроза превращения преподавания истории в формальное механическое воспроизведение фактологического материала с использованием эффектного видеоряда. Огромный выбор иллюстративного материала в Интернете и на CD-ROMах зачастую в ходе подготовки к уроку приводит к необоснованному увеличению его количества в ущерб другим формам работы. При этом, подобные уроки могут превратиться в мой монолог, и из – за этого может быть утрачена обратная связь с учащимися. В данной ситуации важно использовать компьютерные технологии не только в качестве наглядного пособия, так сказать «история в картинках», а для развития моторики, умения составлять логические схемы, раскрывать причинно-следственные связи, закономерности событий и явлений общественной жизни. Я считаю, что в курсе изучения гуманитарных предметов важно сохранить проблемные уроки с элементами дискуссии. Словом, все приёмы, которые успешно разработаны в нашей педагогике, не должны быть отброшены и забыты, а качественно улучшены и более эффективно использованы. Что касается результативности моей работы, то она такова: · На протяжении всех лет работаю без второгодников · Результативность обучения: По истории: 2003 – 2004 учебный год: успеваемость 100%; качество ЗУН – 62,8% 2004 – 2005 учебный год: успеваемость 100%; качество ЗУН – 63,8% 2006 – 2007 учебный год: успеваемость 100%; качество ЗУН – 70,8% 2007 – 2008 учебный год: успеваемость 100%; качество ЗУН – 72, 8% 2008 – 2009 учебный год: успеваемость 100%; качество ЗУН – 73, 5% По обществознанию: 2003 – 2004 учебный год: успеваемость 100%; качество ЗУН – 64,4% 2004 – 2005 учебный год: успеваемость 100%; качество ЗУН – 62,5% 2006 – 2007 учебный год: успеваемость 100%; качество ЗУН – 63,3% 2007 – 2008 учебный год: успеваемость 100%; качество ЗУН – 68,6% 2008 – 2009 учебный год: успеваемость 100%; качество ЗУН – 69,8% Большое внимание в преподавании истории, обществознания и права уделяю научно – исследовательской работе. Учащиеся, под моим руководством принимают участие в работе школьного НОУ «GEO», в работе городских и республиканских научно – практических конференциях и олимпиадах: 2004г - Ученик 10 «А» класса Журавлев Георгий занял 1 е место в городской олимпиаде по истории. 2008г – Ученица 10 «Б» класса Ким Марина заняла 2-е место в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады по обществознанию 2009 г - Ученица 10 «Б» класса Ким Марина заняла 3-е место в Республиканском этапе Всероссийской олимпиады по обществознанию 2009 г. – Ученица 9 «Б» класса Хмелевцова Татьяна заняла 1-е место в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады по обществознанию 2009 г – Ученица 9 «А» класса Голощукова Екатерина заняла 1-е место в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады по истории. Научно – исследовательская работа моих учеников дала следующие результаты: 2004 г Тен Елена –Республиканская научно – практическая конференция «Сигма»,г.Нальчик - 1 место 2004 г Ашабокова Карина –Республиканская научно – практическая конференция «Сигма»,г.Нальчик - 2 место 2004 г Ашабокова Карина –Республиканская научно – практическая конференция «Творчество юных»,г.Нальчик - 1 место 2004 г Тен Елена –Республиканская научно – практическая конференция «Творчество юных»,г.Нальчик - 2 место 2004 г Ашабокова Карина –ΧΙ Всероссийская научная конференция молодых исследователей «Шаг в будущее»,г.Москва, работа «Особенности женского национального костюма народов Кавказа» - 2 место; работа рекомендована для участия в Международной научной конференции в г.Лондон. 2004 г Тен Елена - ΧΙΧ Всероссийская открытая конференция обучающихся «Юность, наука, культура» секция «История и политология»,г.Москва, - 1 место, диплом Лауреата. 2007 г Ковалева Кристина (9 класс) – городская научная конференция учащихся «Родной край» - 2 место 2007 г Китаева Марина (9 класс) – городская научная конференция учащихся «Родной край» - 3 место 2009 г Ким Марина (10 класс) – ΧVIII Республиканская научная конференция школьников НОУ «Сигма» «Творчество юных» - 1 место (секция философия) 2009 г Ким Марина (10 класс) – Лауреат Российского заочного конкурса «Юность. Наука. Культура» 2009 г Ким Марина (10 класс) – Лауреат ΧΧIV Всероссийской открытой научной конференции учащихся «Юность. Наука. Культура»г.Обнинск - Диплом 1 степени (секция философия) 2009 г – Ким Марина – звание «Знаток. Ранг высший» в интеллект – рейтинге национальной образовательной программе «Интеллектуально – творческий потенциал России» 2009 г Красюк Татьяна (9 класс) – дипломант IV городской практической конференции школьников «Природа. Человек. Техника.» - 1 место (секция «Человек в современном мире») 2009 г. Гузь Екатерина (11 класс) – ΧIΧ Республиканская научная конференция учащихся НОУ «Сигма» «Творчество юных» - 3 место (секция философия) О своих исследованиях и опыте использования ИКТ в преподавании истории, права и обществознания я выступала с докладами и сообщениями на заседаниях · ГМО учителей истории, права и обществознания (Март 2005г: урок по теме «Золотой век русской культуры» 10 класс, доклад : «Применение ИКТ на уроках истории»; август 2007 доклад «Использование ИКТ в преподавании Общественных дисциплин»), · на заседании школьного Методсовета (март 2007: доклад «Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания»), · на заседании Городского Методсовета (ноябрь 2007г:: доклад «Использование ИКТ в организации работы ГМО учителей»). · На заседании ГМО (август 2007 г. «Использование ИКТ в преподавании обществоведческих дисциплин») В рамках конкурса «Учитель года – 2007» мною были проведены: открытый урок с использованием ИКТ по теме «Смутное время» (10 класс) и внеклассное мероприятие «Исторический калейдоскоп» (10 класс). По итогам городского этапа конкурса, я вошла в число призеров. В рамках профильного обучения мною разработаны рабочие Программы профильного уровня по Обществознанию для 10 – 11 класса и Праву для 10 – 11класса, а так же программа спецкурса «Великие битвы нашей истории» для 10 класса. На протяжении 5 лет я являюсь руководителем Зала Боевой Славы школьного музея «Родной край». На протяжении этого времени был собран материал и оформлены экспозиции об истории Города Прохладного в годы Великой Отечественной войны, а также об учениках и учителях школы – участниках Великой отечественной войны. В течение 2007-2008 и 2008-2009 учебных лет наш музей занимал 1 место в рамках городского конкурса школьных музеев, а в 2009-2010 учебном году – 2 место. В течение двух лет я являюсь руководителем Городского Методического объединения учителей истории, обществознания и права. В должности руководителя ГМО учителей истории, я выступала с докладами на заседаниях Городского методического Совета (ноябрь 2007г:: доклад «Использование ИКТ в организации работы ГМО учителей»), На заседаниях ГМО (август 2007 г. «Использование ИКТ в преподавании обществоведческих дисциплин», август 2008 «Модульные технологии в преподавании истории и обществознания»). Кроме того, для оптимизации взаимодействия учителей истории в рамках городского пространства, мной, как руководителем ГМО учителей истории, была организована работа городского сайта учителей истории и обществознания, на страницах которого размещается информация о планируемых и проводимых в рамках города мероприятиях. Так же, на страницах сайта, можно найти необходимый методический материал. Я считаю, что цель педагога — применяя технологию, обеспечить приемлемый уровень знаний и умений у большинства обучаемых и умение искать, находить и анализировать данные. Именно эти компоненты являются основными в моей работе.